Orpheus descending, 30.01.2010
by Don Grigware............................ [ English version ]
Считается, что пьеса 1957-го года «Орфей спускается в ад» - одна из самых мрачных и сложных пьес Теннесси Уильямса, поэтому ее ставят очень редко. В типичном стиле Уильямса, здесь есть все – и сексуально подавленная и отчаянно одинокая героиня, и отшельник-бродяга, и распущенная женщина, называющая себя «милостивой эксгибиционисткой», и множество сплетен, зловещих горожанок и манипулирующих горожан, которые осуществляют неразрывный контроль над всем. Жестокая реальность может показаться благоприятной для некоторых из них из-за непреодолимой духовности, которая парит почти невидимо подобно птице со сломанным крылом, снова стремящейся летать. Что отличает пьесу «Орфей спускается в ад» от других произведений Уильямса, так это то, что проблемы, которые он доносит, стоят совсем на другой, намного более высокой планке, и их решения – недостижимы. Подобно греческому мифу об Орфее и Эвридике, на котором основана пьеса, «Орфей спускается в ад» преподносит нам картину неизбежного рока.
Это поистине чудесная постановка пьесы, режиссер которой, Лу Пепе, позволяет своим актерам экспериментировать без границ. Гейл Харольд в роли Вэла Ксавьера – прекрасно одухотворенный актер, который передает глубокую чувственность и тайное беспокойство. С душой, которая заботится о нуждах женщины, он все так же остается странником, со своим товарищем по жизни – гитарой. Окрещенный «странным болтуном», его размышления о невозможности найти ответы становятся пророческими, делая его также частично провидцем. Пасхальным вечером в третьем действии, срывая с себя куртку из змеиной кожи, которую он носил все время, Гейл, если я осмелюсь это сказать, мог бы символизировать Христа. Воскресение, новую жизнь. Об этом можно так много размышлять; Уильямс как будто бросает вызов актерам и зрителям принять эти идеи.
Денис Кросби как Лейди Торранс – угнетенная жена, несчастная в своем окружении, мстительная и жаждущая сексуального внимания. Итальянский акцент Кросби, возможно, слабоват, но ее страсть буквально переливается через край. Четкие портреты рисует Клавдия Мейсон в роли Кэрол Катрир, городской бродячей распутницы, и Франческа Касале в роли Ви Тальбот, художницы-прорицательницы со странными религиозными/святотатственными маниями. Келли Эбсари и Шейла Шо прекрасно сыграли судачущих вздорных соседок, за которыми интересно наблюдать, а Джеффри Вейд в роли Джейба Торранса и Энди Форрест в роли шерифа Тальбота создали правдивые образы деспотичных супругов.
Конечно, появится много различных мнений, но одна фраза останется со мной – «Я не чувствую себя здесь безопасно, но я хочу остаться». Лиричные противоречия Уильямса дают свет, пусть не совсем комфортный, но это свет в конце туннеля.
Вы практически можете увидеть паутину и плесень в сценических декорациях старой лавки Девида Мауэра, а костюмы Джейн Андерсон подлинно передают время происходящего на сцене.
Пьеса «Орфей спускается в ад» заставит вас еще долго размышлять после того, как вы покинете театр; эту постановку обязательно нужно посмотреть!
источник: grigware.blogspot.com
перевод: kathyonok